3. Оценка качества модели.
Качество модели оценивается стандартным для математических моделей образом: по адекватности и точности на основе анализа остатков регрессии. Исследование остатков начинают с изучения их графика.
Рис 3.1. График остатков
Анализ остатков позволяет получить представление, насколько хорошо подобрана сама модель и насколько правильно выбран метод оценки коэффициентов. В июле и октябре график остатков показывает резко отклоняющиеся от модели наблюдения – выбросы. Это объясняется тем, что в июле наблюдается высокий объем реализации, а затраты на рекламу оказались невелики, наиболее вероятной причиной данного явления является посещение гостиницы «Россия» туристами с целью отдыха и проведения летнего отпуска. А в октябре присутствие аномального наблюдения объясняется наоборот, высокими затратами на рекламу, и соответственно, недостаточным уровнем товарооборота, что связано, скорее всего, с сокращением в данный месяц корпоративных мероприятий. Более того, в течение первого года существования ресторанного комплекса, именно когда так необходим был грамотный подход к использованию средств маркетинговых коммуникаций, отдела маркетинга и рекламы не существовало вовсе.
Подобным аномалиям в модели следует уделять пристальное внимание, так как их присутствие может грубо искажать значения оценок. Для наглядного сравнения истинных и предсказанных по модели величин необходимо построить график подбора (рис. 3.2).
Рис. 3.2. График подбора
Рассчитанный по модели объем товарооборота, достаточно близко отражает колебания реальной величины, одновременно сглаживая её резкие изменения. Графическое изображение наблюдаемого и предсказанного объемов реализации, доказывает точность полученной модели, что позволит её использовать в целях прогнозирования объемов реализации ресторанным комплексом ООО «Бриджтейн».
Было бы весьма интересно оценить прогнозную силу модели на практике, но в любом случае, предприятию совершенно нельзя придерживаться какой-либо единственной точки зрения или рекомендации, поскольку наиболее успешным результатом станет лишь объединение их максимального числа.
Итак, реально оценив ситуацию, сложившуюся на предприятии, можно сделать вывод, что в исследуемом ресторанном комплексе пока ещё недостаточно ведется систематическая маркетинговая деятельность. Это обстоятельство отрицательным образом сказывается и на объемах товарооборота, и на конкурентной устойчивости ООО «Бриджтейн», что в перспективе может создать потенциальную угрозу потери клиентов.
Поэтому для ресторанного комплекса ООО «Бриджтейн» были разработаны рекомендации по совершенствованию его маркетинговой деятельности, представленные в табл. 3.9.
Таблица 3.9
План мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности ООО «Бриджтейн»