...

Краткие исторические сведения о развитии гигиены питания.

Рекомендации по рациональному питанию имелись уже в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны (Ибн Сины) и других великих врачей древности. Практически санитарный надзор во времена  становления Русского государства сводился к надзору за  торговлей пищевыми продуктами (Указы Ивана Гроз­ного, Петра I). Первые научные обобщения вопросов гигиены  питания относятся к началу XIX века. Они касались изучения химического состава пищевых продуктов и их роли в организме, вопросов обмена энергии (Ю. Либих, К. Фойт, М. Рубнер- в Германии, А. А. Лихачев, В. В. Пашутин, Л. Я. Данилевский, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрнсман – в России).

В  начале XIX иска в Петербургской военно-медицинской академии читался курс медицинской полиции, в который С. Ф. Хотовицкий ввел раздел о продовольственных припасах. В  Московском университете аналогичный курс читал профессор Е. О. Мухин. В конце XIX века в Петербургской военно-медицинской академии  была организована первая кафедра гигиены, которую возглавлял проф. А. П. Доброславин. Через 10 лет  была создана кафедра гигиены в Московском университете, которой заведовал профессор Ф.Ф.Эрисман.  В программы занятий на этих  кафедрах был включен большой раздел гигиены питания.

Государственная санитарная служба была организована после Октябрьской революции.

В 1922 году В.И.Ленин подписал декрет о создании санитарных органов в стране. В 1931 году была создана Государственная санитарная инспекция. В 30-е годы ХХ века в ряде крупных медицинских институтов страны – Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону – организуются санитарно-гигиенические факультеты для подготовки санитарных врачей.  Во время Великой Отечественной Войны, в 1944 году, открываются санитарно-гигиенические факультеты медицинских вузов в Казани, Свердловске, Горьком и др.

В послевоенный период были созданы самостоятельные санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) со специальными лабораториями и штатами. Предупредительный санитарный надзор осуществлялся Государственной санитарной инспекцией. В 1954 г. Она была объединена с санитарно-эпидемиологическими станциями.

Начиная с 30-х годов XX века в СССР теоретическими воп­росами науки о питании занимаются научно-исследователь­ские институты: Институт питания АМН СССР (с филиалом в Алма-Ате), Институт гигиены питания УССР, гигиенические институты с отделами гигиены питания в Грузии, Узбекиста­не и др.

Научные учреждения гигиенического профиля изучают дей­ствие на организм человека питательных веществ и разраба­тывают научные рекомендации по нормированию их в зави­симости от условий его жизни и работы.

Краткие данные об отечественных уче­ных науки питания

Ниже приводятся краткие данные об отечественных уче­ных, внесших значительный вклад в науку о питании.

Гигиена питания

А. П. Доброславин (1842-1889) – основатель и первый профессор кафедры гигиены Военно-медицинской академии в Петербурге. Под его руководством на кафедре были выпол­нены многочисленные работы по вопросам питания. Он при­давал большое значение научному обоснованию норм пищево­го рациона, количества, разнообразия и приготовления пищи, правильного режима питания. Для изучения пищевой ценно­сти продуктов и их усвояемости А. П. Доброславин организо­вал при Военно-медицинской академии первую в России ана­литическую лабораторию, которая, в частности, занималась изучением особенностей войскового питания.

Ф. Ф. Эрисман (1842-1915) -основоположник гигиениче­ской школы в Москве. В 1882 г. Ф. Ф. Эрисман был избран профессором вновь организованной кафедры гигиены в Мос­ковском университете. Большую теоретическую деятельность на кафедре Ф. Ф. Эрисман умело сочетал с санитарной прак­тикой. Важной его заслугой является создание в 1891 г. пер­вой в России санитарной станции. Она была научно-практи­ческим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с их фальсификацией, представлявшей в ус­ловиях капиталистической конкуренции огромное зло для на­селения. Впоследствии эта санитарная станция выросла в На­учно-исследовательский институт, который в настоящее время носит имя своего основателя. Ф. Ф. Эрисманом создано много трудов по гигиене; среди них наибольшую известность получи­ла «Общедоступная гигиена», переведенная на многие языки мира. В 1896 г. Ф. Ф. Эрисман из-за гонений царского прави­тельства был вынужден покинуть Россию, которой он отдал лучшие годы творческого труда.

 

Г. В. Хлопин (1863-1929)-гигиенист, труды которого в основном относятся к более позднему времени. Он руководил кафедрами гигиены сначала в Одессе, Юрьеве (Тарту), а затем в Петербурге. На этих кафедрах им были организованы хорошо оборудованные лаборатории, где выполнялись разнообразные исследования, в том числе и анализы пищевых про­дуктом. Г. В. Хлопину принадлежит руководство по методам санитарных исследований, которое долго было основным пособием для санитарных лабораторий в СССР. Многие мето­ды, изложенные в руководстве, до настоящего времени не утратили своего значения. Г. В. Хлопин – автор капитального теоретического труда «Основы гигиены» (1923).

Развитию гигиены питания в значительной степени способствовали исследования других известных русских ученых – физиологов, биохимиков, патофизиологов: В.В. Пашутина, А.Я. Данилевского, И.П. Павлова, М.Н. Шатерникова, И.П. Разенков.

 

Работы замечательного русского ученого И.П.Павлова вскрыли многие закономерности процессов пищеварения и послужили физиологическим обоснованием для правильного составления рационов  и режимов питания.

 

В 1897 г. были опубликованы «Лекции о работе главных пищеварительных желез» И. П. Павлова, в которых автор уделил большое внимание свойствам пищи, условиям ее прие­ма, значению вкуса и добавления вкусовых веществ, роли психогенного фактора в процессе приема пищи. Своими иссле­дованиями И. П, Павлов физиологически обосновал значение структуры пищевых рационов и порядка употребления блюд (закуски, первое, второе, сладкие блюда). Весь комплекс ус­ловий приема пищи и обстановку, в которой пища принимается, И. П. Павлов назвал «сложной гигиеной интереса к еде». Невнимательное отношение к пище, небрежность ее приема он считал неблагоразумием. И. П. Павловым изучены механиз­мы насыщения и голода и даны объяснения сущности этих процессов.

 

Большое значение для развития гигиены питания имели работы М. Н. Шатерникова (1870-1939), М. Н. Шатерников был учеником И, М. Сеченова. Вместе с его сотрудниками он продолжал исследования газообмена, сконструировал респи­раторные аппараты для изучения энергетических затрат че­ловека при различных видах работы. М. Н. Шатерников при­нимал деятельное участие в физиологическом обосновании оп­тимальной нормы белка в рационе питания.

В научном обосновании возможности повышения питательной  ценности продуктов растительного происхождения боль­шую роль сыграло учение И. В. Мичурина (1855-1935). Тру­ды И. В. Мичурина составили новый этап в биологии. Им введено более 300 новых сортов плодово-ягодных растений. Учение И. В. Мичурина показало, что используемые в питании человека растения можно изменять путем селекции и гибри­дизации в целесообразном для народного хозяйства направ­лении.

Ученые-селекционеры

Ученые-селекционеры (П. П. Лукьянен-ко, В. С. Пустовойт, В. Н. Ремесло) получили более 4500 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, в том числе свыше 500 злаковых зерновых и крупяных) и свыше 200 тех­нических и масличных. Были выведены сорта пшеницы с повышен­ным количеством белков, благоприятного аминокислотного состава, масличные культуры с высоким содержанием жира (до 60%).

О. П. Молчанова (1886-1975) -член-корреспондент АМН СССР, физиолог по специальности, с 1947 по 1961 г. возглав­ляла Институт питания АМН СССР вначале в должности за­местителя директора, а затем директора. Научные работы О. П. Молчановой посвящены вопросам физиологии питания, разработке методов изучения обмена веществ в организме, особенно газообмена, с целью обоснования потребностей че­ловека в пищевых веществах и энергии. На основании этих исследований в 1951 г. были утверждены первые в СССР нор­мы питания, дифференцированные по четырем профессиональ­ным группам. О. П. Молчанова является автором 160 научных работ, в которых теоретические проблемы питания сочетались с наиболее жизненно важными практическими вопросами.

А. А. Покровский (1916-1976)-академик, вице-прези­дент АМН СССР, член многих международных организаций по вопросам питания, с 1961 по 1976 г. возглавлял Институт
питания АМН СССР.                                     ,

На основании собственных исследований, систематизации достижений биологии, биохимии, физиологии и синтеза с практикой А. А. Покровский создал теорию ферментной адап­тации к пище и концепцию сбалансированного питания здо­рового и больного человека, разработал теоретические основы влияния питания на субклеточные и клеточные структуры •организма. Под его руководством разработаны и в 1968 г. одобрены Министерством здравоохранения СССР «Рекомен­дуемые величины физиологических потребностей в пищевых •веществах и энергии», дифференцированные в зависимости от профессиональных особенностей, возраста, пола, степени ком­мунального обслуживания, занятий спортом и др. А. А. По­кровскому принадлежат 12 монографий, в том числе «Биохи­мическая адаптация к пище», «Беседы о питании», «Лизосо-мы», «Лечебное питание». Под его редакцией изданы также «Таблицы химического состава и питательной ценности пи­щевых продуктов». А. А. Покровский – автор более 400 научных работ и 30 изобретений, лауреат Государственной пре­мии СССР.

Гигиена питания в настоящее время

Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.

По своей природе гигиена – наука предупредительная, главная ее задача – предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами – педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.

Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.

Особенно близки гигиене две другие науки о человеке – анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология – жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.

При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Добавить комментарий