...

Охрана здоровья в рамках школьного курса обучения

Содержание
  1. Описание программы:
  2. Описание документа:
  3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И НАУКА
  4. ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ НАУКУ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
  5.  Гигиена
  6. Безопасность дома и на дорогах
  7. Продукты питания, витамины и другие важные элементы
  8. Заболевания и их переносчики
  9. Изучение нашего тела
  10. Пример НАУЧНОЙ деятельности для средних классов начальной школы
  11. Подготовка к эксперименту. Вам понадобятся:
  12. Проведение эксперимента
  13. В течение этого времени дети могут:
  14. Регистрация и обсуждение происшедшего
  15. Применение полученных знаний для охраны здоровья
  16. Обсудите:
  17. Применение в повседневной жизни:
  18. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МАТЕМАТИКА
  19. Математические навыки
  20. Числа:
  21. Взвешивание и измерение:
  22. Оценка и регистрация:
  23. Применение математических знаний для обеспечения здорового образа жизни:
  24. ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МАТЕМАТИКУ
  25. Контроль за ростом и параметрами тела
  26. Вода и гигиена
  27. Питание и грудное кормление
  28. Инфекционные заболевания и вакцинация
  29. Население (включая временное распределение рождений)
  30. Пример деятельности, связанной с МАТЕМАТИЧЕСКИМИ вычислениями, для старших классов начальной школы
  31. Измерение обхвата предплечья
  32. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИОЛОГИЯ
  33. Идеи
  34. Сосуществование/ зависимость друг от друга
  35. Жизнь среди окружающей среды и охрана окружающей среды
  36. Права и обязанности граждан
  37. Ответственность по отношению к людям, «отличающимся» от нас
  38. Навыки
  39. ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ СОЦИОЛОГИЮ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
  40. Продукты питания
  41. Безопасность и безопасный образ жизни
  42. Гигиена
  43. Болезни
  44. Рост и развитие детей
  45. Гигиена
  46. Пример деятельности, связанной с СОЦИОЛОГИЕЙ, для младших классов средней школы
  47. Как действия людей приводят к недостатку пищевых продуктов                    
  48. Пример деятельности, связанной с СОЦИОЛОГИЕЙ, для средних или старших классов начальной школы на основе темы безопасности.
  49. Игра «если бы только»
  50. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА:
  51. Грамматика и правильное употребление слов
  52. Умение понятно говорить и слушать, читать и писать
  53. Навыки сбора и интерпретации информации
  54. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ КУРСА ОБУЧЕНИЯ… ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
  55. Чистая безопасная вода
  56. Наука:
  57.  Изучение языка:
  58. Математика (если курс включает в себя взвешивание и измерения):
  59. Социология (если курс охватывает «мой район»):
  60. Прикладное искусство:
  61. Музыка:
  62. Специальная тема: Профилактика холеры
  63. Сначала
  64. Затем
  65. Изучение языка:
  66. Наука:
  67. Математика:
  68. Социология:
  69. Искусство и музыка:

Описание программы:

Информация, содержащаяся в данной программе, адаптирована Отделом ЮНЕСКО по внедрению качественного образования на основе следующей публикации:

 

Child-to-Child Trust and UNICEF (Фонд «Дети-детям» и ЮНИСЕФ) 1997. Health Promotion in Our Schools. London: ____________.

 

Описание документа:

компонент_3Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #3 проекта FRESH эффективного школьного обучения в области охраны здоровья: обучение в области охраны здоровья на основе развития практических навыков.  Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов проекта.

 

 

 

 

 

Встраивание элементов курса обучения в области охраны здоровья в различные предметы школьной учебной программы не должно исключать общего последовательного курса обучения в области охраны здоровья; в то же время такой подход окажет существенную помощь в изучении данного предмета в рамках специального курса. Как только школа определит свои приоритеты в области охраны здоровья, которые она стремится донести до школьников, и об этих приоритетах будут проинформированы учителя, последним будет проще разработать способы подчеркивания данных приоритетов при изучении различных предметов. Они могут сделать это разными путями:

 

  • Приоритетные вопросы вводятся в программу обучения во всех классах, если это представляется удобным. Информацию о личной гигиене, чистой воде, защите окружающей среды или о безопасности маленьких детей следует выделять на всех этапах обучения и, если это полезно, включать в курс обучения.
  • Тема, связанная с охраной здоровья, может изучаться в течение семестра или целого учебного года. Если Охрана здоровья не является отдельным предметом, ее элементы можно ввести в близкие по направлению предметы (такие как Наука, Домоводство или  Навыки самостоятельной жизни), а затем ее эффективность можно повысить с помощью других предметов школьной программы.

 

 

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И НАУКА

Многие уроки, связанные с наукой (например, посвященные изучению воздуха и воды или строению и функционированию нашего тела), имеют отношение к нашему здоровью. Кроме того, способы изучения и мышления, которые помогает развивать наука, чрезвычайно важны для нас, если мы хотим узнать, как стать более здоровыми.

 

Давайте рассмотрим некоторые из этих способов.

 

Дети, изучающие научную дисциплину,  НАБЛЮДАЮТ и РЕГИСТИРУЮТ.

Они видят то, что происходит в действительности, а не то, что они хотят увидеть.

 

Например: Мы наблюдали за растениями, растущими на двух делянках. Мы обнаружили, что они растут.

 

Они ИЗМЕРЯЮТ и СРАВНИВАЮТ.

 

Например: Между растениями разные расстояния. Растения разной высоты. Растения на одной делянке выше и пышнее, чем на другой. Растения, находящиеся ближе друг к другу, более низкие и слабые, по сравнению с растениями, растущими на большем удалении друг от друга.

 

Они ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ВЫСКАЗЫВАЮТ ГИПОТЕЗЫ и ПРОГНОЗИРУЮТ.

 

Например: Почему между растениями такие различия? Я думаю, это связано с расстоянием между ними. Я полагаю, что если мы посадим их дальше друг от друга, они будут расти лучше.

 

Они ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ и ИНТЕРПРЕТИРУЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

Например: Я попробовал посадить семена на двух делянках на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда растения подросли, я заметил, что они примерно одинакового размера, но все же на одной делянке они росли немного лучше, чем на другой. Я решил, что расстояние между растениями, конечно, играет определенную роль, но есть и какие-то другие факторы, влияющие на рост растений.

 

Затем они ЗАДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

Например: И я задал себе вопрос  «Что это за другие факторы?»  и решил…

 

Когда на уроках, связанных с наукой, мы затрагиваем аспекты охраны здоровья, нам необходимо попытаться мыслить как ученые – задавать вопросы и искать ответы, а не просто принимать на веру все,  что нам говорят.

 

Ниже представлены виды деятельности, связывающие Охрану здоровья и Науку, на основе пяти тем по охране здоровья. Всем этим видам деятельности дети обучаются с помощью методов, способствующих тому, что школьники начинают мыслить «как ученые».

 

ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ НАУКУ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

 Гигиена

  • 1. Изучение процесса мытья рук. Как сделать, чтобы наши руки действительно стали чистыми? (L)
  • 2. Изучение различных способов чистки зубов. Как изготовить материалы для чистки зубов? (L)
  • 3. Как мы можем улучшить качество воды? (M/U)
  • 4. Как получить чистую питьевую воду путем испарения и конденсации? (U)
  • 5. Как мы можем определить степень загрязнения воздуха? (U)
  • 6. Эксперименты, показывающие, как сладкие напитки портят зубы. (M)
  • 7. Изучение оптимальных способов стирки и сушки одежды. (M/U)

 

Безопасность дома и на дорогах

  • 8. Способы тушения пожаров (для горения необходим воздух). (M/U)
  • 9. Почему переворачиваются грузы на грузовиках и мотоциклах (центр тяжести). (M/U)
  • 10. Изучение работы тормозов, какие факторы затрудняют торможение машин и мотоциклов (трение). (U)

 

Продукты питания, витамины и другие важные элементы

  • 11. Ознакомление с ценностью различных пищевых продуктов, как разные виды продуктов помогают нам хорошо расти и быть здоровыми. (L/M/U)
  • 12. Микроэлементы, например, железо и йод, и каково должно быть их содержание в продуктах питания, чтобы мы были здоровыми.(U)

 

Заболевания и их переносчики

  • 13. Как размножаются опасные насекомые и как предотвратить их размножение. (L/M)
  • 14. Как портится пища из-за присутствия микробов. (U)
  • 15. Почему в кипящей воде бактерии погибают. (U)
  • 16. Как передаются бактерии через грязные руки и воду.
  • 17. Как вспыхивают эпидемии таких болезней, как холера. (M/U)

 

Изучение нашего тела

  • 18. Эксперименты, связанные с дыханием.
  • – Как дети дышат в разном возрасте с разной частотой. (M)
  • – Распознавание признаков опасности по дыханию (когда у маленьких детей инфекционные заболевания, например, пневмония). (M)
  • 19. Изучение (на модели) загрязнения наших легких в результате курения. (U)
  • 20. Модели, показывающие, как рождаются дети и почему столь необходима бывает квалифицированная помощь. (U)

 

(L): для младших классов начальной школы;  (M): для средних классов начальной школы,  (U): для старших классов начальной школы или младших классов средней школы

 

 

Пример НАУЧНОЙ деятельности для средних классов начальной школы

(Обратите внимание, как эта деятельность развивает умение «мыслить как ученый».)

 

Как охлаждать с помощью испарения (эксперимент для определения лучшего способа охлаждения бутылок с водой)

 

Подготовка к эксперименту. Вам понадобятся:

  • шесть одинаковых бутылок, наполненных водой
  • четыре куска материи
  • веревка
  • штапельные или эластичные ленты для удерживания их на месте
  • емкость с водой
  • термометр: полезно, но не обязательно

 

Проведение эксперимента

Поставьте три бутылки с водой в наполовину заполненную емкость с водой, находящуюся на солнечном месте за пределами классной комнаты. Тщательно смочите один кусок материи и оберните его вокруг одной из бутылок так, чтобы он был погружен в воду. Оберните другую бутылку сухим куском материи. Поставьте ее в воду так, чтобы материя оставалась сухой. Поставьте третью бутылку в воду, не обертывая ее материей.

 

Поставьте оставшиеся три бутылки на землю вдоль емкости с водой. Накройте одну из них влажной материей, а другую – сухой. Последнюю бутылку не накрывайте. Оставьте все шесть бутылок на солнце на полчаса или более.

В течение этого времени дети могут:

  • Зарисовать эксперимент.
  • Предсказать, что произойдет и почему.
  • Налить себе немного воды на руки и на ноги и рассказать друг другу, что они чувствуют во время высыхания воды на солнце.

 

Регистрация и обсуждение происшедшего

Измерьте температуру воды в шести бутылках и запишите показания в определенном порядке; какая из бутылок самая холодная, какая теплее, какая самая теплая.

Обсудите, почему самыми холодными оказались бутылки, накрытые влажной тканью.

 

Применение полученных знаний для охраны здоровья

Обсудите:

  • Как мы можем использовать тот факт, что испарение приводит к охлаждению:
    • для того чтобы снизить температуру больного? (Обтирая его влажной тканью.)
    • для охлаждения продуктов или напитков (Обертывая влажной тканью герметично упакованные продукты или бутылку и помещая ее в емкость с водой.)
  • Как еще мы можем использовать охлаждающее действие испарения? (Например, разбрызгивая воду на землю во внутреннем дворе или за пределами дома или классной комнаты.)

 

Применение в повседневной жизни:

  • Используйте прохладную (но не холодную) материю для облегчения состояния людей с высокой температурой.
  • Сделайте простое приспособление для охлаждения продуктов, работа которого основана на испарении.

 

 

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МАТЕМАТИКА

 На уроках математики учителя стремятся добиться двух важных вещей. Во-первых, дети должны научиться использовать математические приемы, такие как работа с числами, выполнение измерений и создание моделей, а также получить навыки оценки и регистрации результатов (часто в виде таблиц и графиков). Во-вторых, они должны использовать и применять математические знания для решения проблем в повседневной жизни. В обоих этих случаях использование информации, связанной с охраной здоровья, оказывается весьма эффективным. Вот несколько примеров:

 

Математические навыки

Числа:

  • Подсчет количества транспортных средств на шоссе; расчет среднего количества машин, проходящих по шоссе в час (кампания за безопасность движения).

Взвешивание и измерение:

  • Взвешивание маленьких детей (на уроках, посвященных росту детей).
  • Измерение количества вдохов в минуту у больного ребенка (урок, посвященный пневмонии).

 

Оценка и регистрация:

  • Оценка расстояния до водных источников и времени, необходимого для сбора воды (позже сравните с результатами измерений).
  • Регистрация количества случаев малярии в семьях детей; составление соответствующего графика и связь с количеством атмосферных осадков.

 

Применение математических знаний для обеспечения здорового образа жизни:

Дозировка раствора для регидратации при диарее.

  • Регулярное взвешивание маленьких детей и регистрация результатов.
  • Определение расходов на здоровое питание путем калькуляции на основе наиболее выгодных рыночных цен на продукты.

 

ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МАТЕМАТИКУ

 

Контроль за ростом и параметрами тела

  • 1. измерение роста маленьких детей (M)
  • 2. измерение частей тела (M)
  • 12. измерение обхвата предплечья (M)
  • 13. составление графика возраст/рост (L/M)
  • 14. интерпретация таблиц возраст – вес (U)

Вода и гигиена

  • 3. вместимость и масса емкостей с водой (M)
  • 4. измерение расстояния от источника водоснабжения (U)
  • 15. как мы используем воду – статистические данные (M)
  • 16. учет подачи воды (U)

Питание и грудное кормление

  • 5. понимание соотношений элементов в питательных смесях (M)
  • 6. понимание таблицы, в которой сравнивается количество смертных случаев среди искусственно вскормленных детей и детей, вскормленных грудным молоком (U)

Инфекционные заболевания и вакцинация

  • 17. опрос в классе и опрос младших детей (M/U)
  • 18. сравнение полученных данных с общенациональными данными; ознакомление со статистическими данными по вакцинации и их интерпретация (U)
  • 19. опрос по заболеваниям (L/M)
  • 20. математические данные, касающиеся распространения СПИДа (U)

Население (включая временное распределение рождений)

  • 21. подсчет количества членов семьи, сравнение возрастов (L)
  • 22. демонстрация удвоения населения и использования земель с применением сложенной бумаги (M)
  • 23. понимание общенациональных данных по численности населения (U)
  • 24. прогнозирование, исходя из времени удвоения населения (U)
  • 25. использование показателя темпов роста населения в процентах (U)

 

 

(L): для младших классов начальной школы;  (M): для средних классов начальной школы,  (U): для старших классов начальной школы или для младших классов средней школы

 

Пример деятельности, связанной с МАТЕМАТИЧЕСКИМИ вычислениями, для старших классов начальной школы

(Обратите внимание, как подобная деятельность развивает умение точно выполнять измерения и связывает это умение с реальными жизненными проблемами).

 

Измерение обхвата предплечья

Измерение обхвата предплечья позволяет определить, страдает ли маленький ребенок от недоедания. У ребенка на протяжении возрастного интервала от одного до пяти лет обхват предплечья резко не меняется. Если в этом возрастном интервале обхват предплечья составляет меньше 13 см, можно говорить, что ребенок худой. Если данный показатель меньше 12 см, ребенок истощен.

 

  • Попросите детей сначала оценить обхват как собственного предплечья, так и предплечий одноклассников. Для этого они должны обхватить предплечье рукой. Затем попросите их выполнить измерения с помощью бумажной полоски. Измеряемая рука должна быть свободно опущена. Во время измерений прикладывайте полоску между локтем и левым плечом. Дети должны измерить расстояние, округлив результат до сантиметра.
  • Дети могут измерить обхват предплечья у самых младших детей в школе или у детей из расположенного поблизости дошкольного учреждения. Попросите их зафиксировать полученные результаты.
  • После того, как они научатся измерять, они могут обсудить, каким образом работники системы здравоохранения используют эти измерения, и могут ли они сами, как дети, использовать их, не вводя в замешательство другие семьи в случае если будет установлено, что некоторые дети недостаточно хорошо питаются.

 

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Социология или экология (в некоторых случаях преподаваемые в виде истории, географии и обществоведения) позволяют понять, как люди сосуществуют друг с другом и взаимодействуют с окружающей средой. Таким образом, мы имеем дело с ключевым предметом для изучения гигиены окружающей среды. Как и в случае научных дисциплин в него может быть включен ряд тем, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья. Кроме того, существуют другие идеи и навыки, при развитии которых рассмотрение вопросов, связанных с охраной здоровья, является наилучшим способом совершенствования мышления детей и их понимания различных проблем.

 

Идеи

(Вот лишь несколько примеров, связанных с охраной здоровья, для каждой из основных идей, включенных в программы по Социологии)

 

Сосуществование/ зависимость друг от друга

Например, связь с пищей, которую мы едим; рост и развитие детей; гигиена в сообществе и предотвращение условий появления, например, глистов; вакцинация и предотвращение эпидемий.

 

Жизнь среди окружающей среды и охрана окружающей среды

Например, влияние загрязнений на здоровье в сообществе; охрана и правильное использование почвы и производство пищевых продуктов; водопользование и его связь со здоровьем людей.

 

Права и обязанности граждан

Например, права и обязанности, связанные с охраной здоровья; обязанность гражданина – передавать другим важные знания, касающиеся охраны здоровья, например, на словах; дети также являются гражданами.

 

Ответственность по отношению к людям, «отличающимся» от нас

Например, осознание связи между бедностью и плохим состоянием здоровья. Выработка отношения к инвалидам; выработка отношения к членам общества (особенно к детям), находящимся в трудном положении, например, к жертвам воин и катастроф, сиротам, больным СПИДом и т.д.

 

Многие способности, связанные с обучением, и навыки самостоятельной жизни развиваются исключительно с помощью социологии и экологии; многие из них касаются непосредственно охраны здоровья. Они включают в себя:

 

  • Изготовление и использование карт
  • составление плана для разбивки огорода;
  • составление «карты здоровья» нашего района;
  • размещение на карте района медико-санитарных служб.

 

  • Сбор информации путем проведения опросов в местном сообществе
  • опрос, касающийся действий местных жителей по лечению людей с высокой температурой;
  • опрос, касающийся отношения местных жителей к больным СПИДом.

 

  • Умение слушать людей и понимать их взгляды и образ жизни.
  • передача информации и обычаев, связанных с пищевыми продуктами и культурой питания;
  • ролевые игры, чтобы понять, что значит быть инвалидом;
  • деятельность по охране здоровья (компания за безопасность в семьях) совместно с детьми, ведущими иной образ жизни (например, с детьми, не посещающими школу).

 

Ниже представлены некоторые виды деятельности, которые могут сопровождать изучение социологии, на основе пяти тем, связанных с охраной здоровья. Все они разработаны таким образом, чтобы заставить нас думать о людях и местах, в которых мы живем, а также получать информацию по охране здоровья. (Как было указано выше, (L) означает деятельность, которой могут заниматься младшие классы начальной школы, (M) – средние классы начальной школы и (U) – старшие классы начальной школы или младшие классы средней школы.)

 

ДВАДЦАТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗЫВАЮЩИХ СОЦИОЛОГИЮ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Продукты питания

  • 1. Опросы, связанные с питанием; дневники питания: Что я ем и когда? Что и когда едят наши младшие братья и сестры? Правильно ли мы питаемся? Едят ли маленькие дети достаточно часто? Как наши обычаи влияют на наши привычки в еде? (L/M)
  • 2. Продукты, которые едят другие люди в нашем сообществе: Необходимо узнать привычки в еде других членов сообщества. Чем они отличаются от наших? Как они соблюдают диету (даже несмотря на то, что они едят не такую пищу, как мы)? (L/M)
  • 3. Рассмотрите причины, по которым дети, живущие в вашей местности или в других частях страны, не получают достаточно пищи. Как распознать плохое питание? Как с этим бороться? (M/U)
  • 4. Опрос и составление карты землепользования и охраны и правильного использования почвы: Что можно сделать? (M/U)
  • 5. Составление карты и обсуждение распределения пищевых продуктов по всему миру: Кто и что экспортирует и импортирует? Почему в некоторых странах пищевые продукты уничтожаются, а в других – люди голодают? (M/U)

Безопасность и безопасный образ жизни

  • 6. Кто отвечает за безопасность в нашем доме и в нашем районе? Дискуссии с целью разъяснить, что каждый имеет право на безопасность и несет ответственность за безопасность других.(L/M)
  • 7. Безопасность раньше и сейчас: как изменились виды опасности и причины несчастных случаев. Дети беседуют с бабушками и дедушками и сравнивают их жизнь со своей. (M)
  • 8. Дети изучают дорожное движение и составляют карту опасных мест, где возможны дорожные происшествия. (M)
  • 9. Дети узнают о катастрофах мирового масштаба (например, Бхопал, Индия и Чернобыль, Украина) и обсуждают их причины, последствия и кто несет за них ответственность. (U)
  • 10. Дети обсуждают людей, которыми они восхищаются, и как образ жизни этих людей влияет на здоровье детей старшего возраста и их действия по отношению друг к другу. (U)

Гигиена

  • 11. Составьте карту здоровья (или модель) своего района. (M)
  • 12. Обсудите загрязнение своего района, уделяя главное внимание вещам, которые мы не видим, например:
  • – Вода выглядит очень чистой, но… (загрязнена сточными водами);
  • – Улица выглядит аккуратной, но… (личинки комаров не уничтожены);
  • – Зерновые культуры растут хорошо, но… (для уничтожения насекомых используются ядовитые химикаты). (M/U)
  • 13. Составьте карту и обсудите, как деятельность в одних странах приводит к загрязнению других. Изучение ветров и океанских течений и соответствующие выводы(U)

Болезни

  • 14. Мы отвечаем за профилактику болезней. Как болезнь одного члена семьи влияет на всю семью. (L/M)
  • 15. Как распространяются эпидемии, и что мы можем сделать, чтобы их остановить. (U)

Рост и развитие детей

  • 16. Рост: Что я делал; в чем я нуждался; кто мне помогал; как я помогал другим в разном возрасте. (L/M)
  • 17. Рост детей, раньше и сейчас. Как изменились семьи, хотя они по-прежнему нуждаются в традиционных вещах (любовь, игры, безопасность). (L/M/U)
  • 18. Дети в особо трудных условиях, например, уличные дети, беженцы, жертвы войны. Что могут сделать для них другие дети? (M/U)
  • 19. Обучение девочек. Как оно влияет на здоровье маленьких детей. (U)
  • 20. Декларация прав ребенка. Кто ее автор; какие положения она включает; как она влияет на нашу жизнь. (U)

 

Гигиена

  • 1. Изучение процедур мытья рук. Каким образом мы можем сделать наши руки чистыми? (L)
  • 2. Изучение способов чистки зубов. Какие материалы мы можем использовать для чистки зубов? (L)
  • 3. Как мы можем улучшить качество воды? (M/U)
  • 4. Как получить чистую питьевую воду с помощью испарения и конденсации? (U)
  • 5. Как мы можем измерить загрязнение воздуха? (U)
  • 6. Опыты, показывающие, как сладкие напитки разрушают зубы. (M)
  • 7. Изучение оптимальных способов стирки и сушки одежды. (M/U)

 

(L): соответствует уровню младших классов начальной школы

(M): соответствует уровню средних классов начальной школы

(U): соответствует уровню старших классов начальной школы или младших классов средней школы

 

Пример деятельности, связанной с СОЦИОЛОГИЕЙ, для младших классов средней школы

(Обратите внимание, как подобная деятельность побуждает детей задумываться о последствиях своих поступков и в то же время использовать атласы и запоминать местонахождение различных стран.)

 

Как действия людей приводят к недостатку пищевых продуктов                    

Этот вид деятельности помогает детям понять, как страны зависят друг от друга и какой большой эффект может оказывать политика или действие какой-либо страны. В то же время дети могут рисовать и демонстрировать “цепочку событий”, чтобы показать, как наши собственные поступки могут привести к недостатку пищевых продуктов в нашей и других странах. Вот три примера.

  • Джайант Тапа владел большим лесопильным заводом в Гималаях в Непале;
  • Он срубил все деревья на склоне горы;
  • Пошли дожди;
  • Вода стекала с гор;
  • Произошли наводнения на равнинах в Бангладеш;
  • Три поля, принадлежащих Насрул Хаку, были затоплены. Он голодает.

 

Создадим такую же цепочку для следующих трех ситуаций:

  • «Шейх Али из Судана имел огромные стада коз».
  • «Компания Tasty Tea из Шри Ланки (владельцем которой являлась иностранная компания) решила удвоить площади своих плантаций в чрезвычайно густонаселенном регионе».
  • «Компания Splendid Fish (также с иностранным владельцем) использует сети для ловли морской рыбы, очень большие, очень мелкоячеистые и очень грубые. Их используют очень большие рыболовные суда для ловли рыбы у побережья Индонезии».

 

Обсудите, как определенные действия в пределах вашей собственной страны могут быть выгодными для отдельных людей, но при этом привести к недостатку пищевых продуктов для других людей.

 

Пример деятельности, связанной с СОЦИОЛОГИЕЙ, для средних или старших классов начальной школы на основе темы безопасности.

 Подобная деятельность используется для доказательства того, что проблемы здоровья и безопасности обычно являются следствием ряда событий (совсем как исторические события). Кроме того, она помогает детям задумываться о последствии поступков, что является весьма важным жизненным навыком.

 

Игра «если бы только»

Вот четыре общих примера несчастных случаев:

  • 1. Маленький ребенок выпивает керосин из бутылки.
  • 2. Мой младший брат катается на моем велосипеде и его сбивает машина возле рынка.
  • 3. Моя младшая сестра дотрагивается до кастрюли на кухне и обжигается.
  • 4. Я залез на дерево, растущее возле школы. Сук был гнилой. Я упал и сломал руку.

Придумайте как можно больше предложений на тему «если бы только» для каждого случая. Вот первый пример:

  • «Если бы только мы поставили бутылку в недоступное для ребенка место».
  • «Если бы только мы плотно завинтили крышку».
  • «Если бы только мы не хранили керосин в такой бутылке».
  • «Если бы только кто-то следил за ребенком».
  • «Если бы только…» (Можете придумать еще что-нибудь?)

Сделайте теперь то же самое для других трех примеров. Наконец, подумайте о других возможных несчастных случаях, включая те, что в действительности происходили в ваших семьях, и сыграйте в игру «если бы только». Затем обсудите, как сделать так, чтобы вы и члены вашей семьи больше заботились о предотвращении несчастных случаев.

  

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА:

 Большинство из нас относятся к изучению языка как к одному из самых важных школьных предметов. Язык необходим нам для общения на важные для нас темы. Такой важной темой для всех нас является охрана здоровья. При преподавании языка следует развивать у детей три различных вида навыков:

  • Правильное использование языка на основе грамматики и верного употребления слов.
  • Умение хорошо слушать, говорить, читать и писать.
  • Использование языка как вспомогательного средства для размышления и выполнения действий: сбора информации, ее интерпретации и работы с информацией и идеями.

  

Грамматика и правильное употребление слов

Детям необходимо научиться правильно писать и говорить, для этого они изучают грамматические правила и схемы предложений с применением прошедшего и будущего времени, а также учатся составлять простые и сложные предложения. Очень часто для такой практики можно использовать примеры, относящиеся к охране здоровья. Например:

 

Использование прошедшего времени: Вчера мы сделали прививку маленькому ребенку.

Мы сделали прививки всем нашим детям.

После того, как мы сделали прививку маленькому ребенку, мы почувствовали себя счастливыми.

 

Использование условного наклонения: Если мы сделаем прививки детям, они не умрут от кори.

Если бы мы сделали прививку этому малышу, он бы не умер.

 

 

Умение понятно говорить и слушать, читать и писать

 На первых порах, тексты для чтения должны быть простыми и представлять собой несколько строк, комментирующих рисунок, имеющий отношение к охране здоровья. Например, текст к рисунку для старшего и младшего ученика может выглядеть следующим образом:

 

Я играю с братом. Я разговариваю с ним.

Он повторяет слова, которые говорю я. Так малыши учатся разговаривать.

 

Текст для письма может состоять из нескольких предложений, описывающих рисунок или завершающих короткий параграф. Например:

 

Я очень внимателен, когда моя маленькая сестренка ползает по кухне. Я ____________________________________ и _________________________________.

 

Позже навыки чтения и письма можно связать с рассказами, касающимися охраны здоровья. Дети могут начать с рассказов, которые они могут прочитать сами или которые им читают другие. Из этих рассказов они узнают много вещей. Возьмем для примера следующий простой рассказ:

 

Папы и мамы нет дома; десятилетний мальчик замечает, что малыш дышит очень часто и тяжело и что он очень горячий. Мальчика научили, что это симптомы пневмонии, из-за которой маленькие дети могут очень быстро умереть. Он пытается рассказать об этом взрослым, живущим в поселке, но они не предпринимают никаких действий. Они советуют ему дождаться возвращения родителей. Он не соглашается и сам вызывает медицинского работника. Ребенок спасен. [1]

 

На основе этой истории дети могут:

  • Ответить на вопросы, чтобы показать, что они ее поняли. Им могут быть даже заданы вопросы перед тем, как они приступят к чтению рассказа, чтобы помочь им обратить особое внимание на наиболее важные фрагменты.
  • Устроить дискуссию на какую-либо тему, например: “Правильно ли сделал мальчик, не послушав взрослых?”
  • Дополнить рассказ или переписать его, посмотрев на события с другой точки зрения (например, с точки зрения медицинского работника.)
  • Написать другие подобные истории.

 

Кроме того, дети могут исходить из информации, связанной с охраной здоровья, и на ее основе придумать собственные рассказы. Например, учитель сообщает следующую информацию:

 

Часто дети сердятся и плохо себя ведут, потому что они очень несчастливы. Мы должны попытаться понять, почему они ведут себя именно так. Тогда мы сможем им помочь.

 

Дети могут написать рассказы для иллюстрации данной ситуации и описания способов ее разрешения. Обычно перед этим необходима подготовка или в виде обсуждения, или в виде рисунков. При использовании рисунков, они показываются детям или в правильном порядке, или вперемешку таким образом, чтобы дети сначала обсудили действие, изображенное на каждом рисунке и расставили их в правильном порядке, перед тем как начать писать. Это упражнение дети могут делать и в одиночку, но с другой стороны, если они работают в группах, состоящих из двух или трех человек, могут возникнуть очень полезные дискуссии.

 

Еще один способ побудить детей писать – начать рассказ и попросить их закончить его. В любом случае рассказ является хорошим средством развития языка ребенка, поскольку в нем описываются ситуации, имеющие отношение к реальным событиям нашей жизни.

 

 

 В конечном итоге, и особенно в старших классах, темы, связанные с охраной здоровья, являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Вот несколько важных навыков, которыми должен овладеть любой ребенок, чтобы учиться независимо и эффективно, как взрослый. Рядом с каждым видом навыка мы привели по одному примеру, касающемуся охраны здоровья.

 

  • Сбор информации из книг: Дети используют Руководство по оказанию первой помощи, чтобы узнать, как лечить ожоги.
  • Представление информации в сжатом виде без потери основных сведений: Дети сокращают памфлет о Малярии, использующийся при изучении вопросов, связанных с охраной здоровья, до четверти от его первоначального объема.
  • Умение делать важные записи: Дети делают записи по результатам беседы о чистоте воды, проведенной работником системы здравоохранения.
  • Сообщение о предпринятых действиях: Дети составляют доклад о действиях, предпринятых ими для получения информации о детях-инвалидах, живущих в местном сообществе, и для оказания им помощи.
  • Обсуждение в группах и доклад: Дети планируют и проводят эффективное обсуждение на тему, как помочь жертвам СПИДа, живущим в местном сообществе.
  • Составление четкого плана действий: Дети планируют кампанию по безопасности движения.

 

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ КУРСА ОБУЧЕНИЯ… ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

При рассмотрении различных идей, связанных с охраной здоровья, и акцентировании на них особого внимания происходит взаимодействие различных предметов. Обычно это происходит двумя путями. Школа или класс соглашаются уделять особое внимание какой-либо теме по охране здоровья в течение семестра или учебного года, реализуя все возможности для четкого изложения соответствующих идей, или для изучения темы используется более короткий период (возможно, немногим больше двух недель). Обычно эта тема представлена в рамках одного предмета, чаще всего науки, и подчеркивается путем обучения в рамках других предметов, предусмотренных составленным на данный период времени расписанием. В любом случае по истечении данного периода полезно узнать, чему дети научились.

 

Ниже представлен пример большой темы  (чистая безопасная вода), предусмотренной для изучения в течение одного семестра в 4 классе (десятилетними детьми).

Чистая безопасная вода

 

Наука:

  • Пять уроков из курса используются для изучения различия между неочищенной и безопасной водой, болезней, передаваемых с грязной водой и способов получения воды.

 

 Изучение языка:

  • Уроки из курса, посвященные способам описания вещей (прилагательные), в которых используются примеры, связанные с водой. Например, «Эта прозрачная вода не чистая; эта кипяченая вода безопасна для маленьких детей», и т.д.
  • Когда дети упражняются в понимании сказанного, одним из отрывков, который используется для упражнения, является отрывок о чистой и грязной воде.
  • Когда детей просят написать рассказ, одно упражнение основано на рассказах о грязной воде.
  • Дети пишут свой собственный рассказ и превращают его в пьесу (исполняя ее группой).

 

Математика (если курс включает в себя взвешивание и измерения):

  • Дети узнают, как измерить объем воды.
  • Они используют полученные знания для приготовления раствора для пероральной регидратации.
  • Они узнают, как использовать самые обычные предметы, такие как банки от слабоалкогольных напитков, для измерения объема.
  • Они измеряют расстояния до источников воды и рисуют простую столбчатую диаграмму.

 

Социология (если курс охватывает «мой район»):

  • Дети отмечают на карте источники водоснабжения.
  • Они изучают водоснабжение и охрану водных ресурсов.

 

Прикладное искусство:

  • Дети создают плакаты для защиты источников водоснабжения и изготавливают ковши для кастрюль с водой.

 

Музыка:

  • Дети старшего возраста разучивают песню ‘чистая вода’ и танец и выступают перед младшими детьми.

Ниже представлен пример более короткой темы – «Холера» – изучение которой учащимися 7, старшего класса школы, рассчитано на две недели, по окончании изучения темы следует доклад о холере в данном районе.

(Обратите внимание, что данные виды деятельности более прогрессивны и сложны, чем приведенные в последнем примере.)

 

 

Специальная тема: Профилактика холеры

Сначала

Два специальных урока по охране здоровья проводятся совместно учителем и медицинским работником. На этих уроках изучаются причины, симптомы и способы лечения холеры и подчеркивается, что хотя людей с подозрением на холеру следует немедленно везти в больницу, необходимо сразу дать больному раствор для пероральной регидратации. Постоянно подчеркивается важность соблюдения гигиены питания и воды, а также необходимость мыть руки с мылом во избежание заражения.

 

Затем

Изучение языка:

Работа по развитию навыков чтения, умения слушать и понимать на основе рассказа о том, как дети могут помочь взрослым в случае эпидемии холеры.i Дети сами пишут рассказы, начинающиеся с предложения: «В школе нам говорили, что в нашем городе имели место случаи холеры, но люди, живущие по соседству с нами, не верили этому…»

 

Наука:

Дети проделывают эксперимент, чтобы показать, каким образом зараженная общественная уборная может загрязнить водоем. Они также изучают, как мытье фруктов и овощей зараженной водой приводит к распространению болезней, например, холеры.

 

Математика:

Дети проводят опрос, каким образом обеспечивается безопасность воды у них дома, какая вода используется для мытья посуды и овощей и как сушится кухонная утварь. Затем они отображают результаты опроса в виде диаграмм и  рассчитывают различные соотношения, например, определяют количество домохозяек, которые сушат посуду на солнце, по отношению к тем, кто этого не делает.

 

Социология:

Дети наносят на карту места расположения источников водоснабжения и составляют схему сбора и использования воды. Они обсуждают, на каком этапе вода может стать загрязненной.

 

Искусство и музыка:

Дети изготавливают плакаты и сочиняют песни для исполнения во время марша «Прочь холера», организуемого школой для местного сообщества.

 

i Например, из книги рассказов Child-to-Child “Эпидемия холеры”.

[1] Из сборника для чтения Child-to-Child  “Не просто простуда”.
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий