Вопросы оценки состояния детей и подростков в школе

Наибольших успехов в создании непрерывной системы скринингового мониторинга состояния здоровья детей в зависимости от изменений нутриентного и энергетического состава питания школьников добились московские и санкт-петербургские специалисты медики и санитарные врачи. В г. Москве этому вопросу уделялось самое пристальное внимание. ТУ Роспотребнадзора по г. Москве совместно с Московским фондом содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения разработали программу исследований в области внедрения методик оценки состояния здоровья школьников.

Ухудшение качества и структуры питания, способствуют росту распространенности среди детей города Москвы алиментарно-зависимых заболеваний. В первую очередь, обращает на себя внимание выявляемое из года в год повышение распространенности и заболеваемости анемией, болезнями органов пищеварения, эндокринной системы.

В структуре общей первичной заболеваемости у детского населения города Москвы в 2004 году алиментарно-зависимые заболевания составляли: болезни органов пищеварения – 3,54 %, заболевания костно-мышечной системы – 3,9 %, болезни кожи – 4,75 %.  У подростков на долю заболеваний органов пищеварения приходилось 3,5 %, костно-мышечной системы – 4,54 %, болезней кожи и подкожной клетчатки – 5,47 %.

Заболевания крови и анемия чаще регистрируются среди детского населения: показатели как первичной, так и распространенности заболеваемости из года в год в 5-6 раз превышают уровни заболеваемости у взрослых и подростков. Динамика показателей заболеваемости детей болезнями крови и анемией имеет устойчивую тенденцию увеличения, причем железодефицитная анемия среди заболеваний крови составляет более 90%.

Распространенность заболеваемости болезнями органов пищеварения у детей и подростков практически одинакова. Гастрит и дуоденит в структуре заболеваемости болезнями органов пищеварения подростков занимает 30%, показатели почти 2 раза выше, чем у детей.

Углубленный анализ заболеваемости детей болезнями органов пищеварения показывает, что в период 1997-2000 гг. наблюдался рост показателей по отношению к 1993-1996 гг.; в период 2001-2004 гг. заболеваемость незначительно снизилась (на 5%), однако по отношению к 1993-1996 гг. показатели первичной заболеваемости выше на 30%, распространенность – на 15%.

Безусловно, практически все нозологические формы так или иначе связаны с фактором питания, однако при определении приоритетных задач следует  учитывать роль фактора питания в их возникновении, а также социально-гигиеническую и социально-экономическую значимость этих заболеваний

Читать также:
Методология создания единой автоматизированной системы управления и мониторинга системы школьного питания
Динамика заболеваемости детей города Москвы анемиями
Динамика заболеваемости детей города Москвы анемиями
Динамика заболеваемости детей города Москвы болезнями органов пищеварения
Динамика заболеваемости детей города Москвы болезнями органов пищеварения
Динамика заболеваемости детей города Москвы болезнями эндокринной системы
Динамика заболеваемости детей города Москвы болезнями эндокринной системы

Приведем далеко не полный перечень некоторых алиментарно-зависимых заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль: анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия), кариес зубов, кишечные инфекции, инвазии и пищевые отравления, кишечный дисбактериоз (дисбиоз), некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки), подагра, ожирение, остеопороз, сахарный диабет.

Конечно, не все эти заболевания проявляются в детском возрасте, но в детском возрасте формируется модель пищевого поведения, которое впоследствии определяет развитие этих заболеваний. Так, алиментарно-зависимыми являются болезни органов кровообращения, которые занимают в структуре смертности населения России первое место. Между тем, такие особенности пищевого поведения, как привычка к избыточному потреблению поваренной соли, избыточное потребление животных жиров и недостаточное – продуктов с благоприятным составом ненасыщенных жирных кислот, формируются уже в дошкольном или школьном возрасте. То же самое можно сказать и об избыточной массе тела и ожирении, которые значительно распространены среди населения нашей страны.

Другие нозологические формы и донозологические проявления недостаточности тех или иных пищевых веществ, напротив, обусловливают нарушения роста и развития детей, в том числе интеллектуального. Поэтому профилактика анемии, недостаточности йода, витаминов также имеет исключительное социально-гигиеническое значение. Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций, безусловно, также необходима, однако при определении приоритетов необходимо учитывать, в первую очередь, реальный ущерб здоровью населению, а также социально-экономические потери вследствие того или иного заболевания.

Реализация национального проекта по реформированию системы питания в общеобразовательных учреждениях РФ (постановление Правительства РФ №799 от 21.11.2007) затрагивает вопрос медицинского обоснования предлагаемых рационов питания школьников. Это касается определения потребностей учащихся в пищевых микроэлементах, которые объективно зависит от их возраста, пола и других индивидуальных особенностей, вплоть до текущих характеристик обменных процессов в организме школьника (например, наличия избыточного веса или наоборот дефицита массы тела).

 

Существующие технологии

Предприятием «ЭЙС Груп / Передовая системная инженерия» совместно с Российским Научным Центром восстановительной медицины и курортологии разработана медико-техническая система RehaBaseTM, которая, помимо многих необходимых функций по организации медицинского обслуживания (таких как ведение электронных медицинских записей, планирование работ, отчетность и проч.), включает поддержку лечебно-профилактических технологий (специализированные разделы поддержки врачей-специалистов).

Читать также:
Общие результаты исследования состояния системы питания школьников

Среди указанных медицинских технологий выделяется важный для проекта школьного питания раздел восстановительной и профилактической медицины, в который входят, в частности:

оценка психофизического и функционального состояния пациента:

  • психологические опросники и тесты;
  • психомоторные тесты;
  • антропометрические показатели;
  • характеристики сердечного ритма;
  • функциональные пробы;
  • специализированные методы обследования при заболеваниях – гипертонической болезни, заболеваниях органов дыхания и др.;

анализ метаболического и нутриентного статуса:

  • опросники и данные осмотра;
  • физическая, соматометрическая и биохимическая оценки;
  • примерная оценка текущего нутриентного состава рациона питания пациента;
  • рекомендации по его коррекции;

поддержка организации рационального питания:

  • актуальная база данных сырых продуктов / полуфабрикатов / блюд и технологий приготовления с возможностью ее пополнения с учетом возможностей предприятия питания;
  • создание меню с учетом сезонности, количества приемов пищи и различных периодов применения меню;
  • оценка пищевой ценности / нутриентного состава продуктов и меню за различные периоды времени по СанПин, стандартам Американской академии наук 2000 и 2005 г.г. и Codex Alimentarius;
  • формирование заказов для предприятия питания;
  • формирование меню-раскладок и проч.;

комплексная оценка динамики состояния наблюдаемых:

  • динамика отдельных показателей в объективных значениях, балльных показателях и качественной оценке;
  • динамика интегрального индекса и определение значимых улучшений.

Таким образом, в системе RehaBase реализованы медицинские алгоритмы и технологии для оценки уровня здоровья учащихся, включая оценку метаболического и нутритивного статуса, и организации рационального питания.

Предприятию школьного питания предлагается в качестве медико-технической базы системы школьного питания создание компактного программно-технического медицинского комплекса (условное наименование – ВитаКам):

  • программное обеспечение комплекса должно включить необходимые функции системы RehaBase с уточненным блоком настроечных параметров для всех возрастных и других категорий школьников; внедрение его предполагается как в кабинете школьного врача (в части медицинской оценки учащихся), так и в центре управления школьным питанием / комбинате (в части формирования рационального питания), где оно должно взаимодействовать с системой управления комбинатом;
  • комплекс необходимых медицинских измерений для системы может быть реализован в различных вариантах:
  • минимальный – минимум аппаратных средств с бóльшим акцентом на опросниках и данных осмотра и стандартных рекомендациях для каждой категории учащихся;
  • расширенный, клинически точный, где возможны в свою очередь два основных варианта приборного оснащения: (I) набор медицинских приборов от различных производителей (в нем есть ограничения по скорости, удобству ввода медицинских замеров и общей стоимости аппаратного комплекса – около 600 тыс. руб.) и (II) интегрированный комплекс ВитаКам (в составе унифицированных блоков ростомера, весов, калипера, электрокардиографа, денситометра, биохимических ана-лизаторов крови и мочи и ряда других приборов с общей стоимостью 120-130 тыс. руб., завершение разработки которого целесообразно для проекта).
Читать также:
Как работать со СМИ по освещению реформы школьного питания в регионе

Внедрение системы дает возможность ввести персональную оценку здоровья школьников и подготавливать медицински обоснованные рационы питания для них, причем с учетом индивидуальных, региональных, этнических и религиозных особенностей учащихся.

Дополнительные результаты внедрения: федеральная медико-техническая система мониторинга здоровья школьников / учащихся

Внедрение комплексов ВитаКам (в варианте расширенного приборного оснащения) практически позволит накапливать важнейшую базу данных научно обоснованных, комплексных и клинически точных медицинских замеров по обследуемым школьникам.

 

Такая технология позволяет решать следующие задачи:

  • внедрение медицинской технологии оценки / паспортизации здоровья школьника;
  • обеспечение взаимодействия системы мониторинга здоровья школьника/учащегося с диагностическими и лечебными центрами, где может (при необходимости) проводиться углубленное обследование и лечение учащегося;
  • централизованный сбор и анализ обобщенных сведений по контингенту учащихся для государственных органов, включая изучение медико-биологической и социальной адаптации учащихся в образовательных учреждениях в современных условиях;
  • улучшение мониторинга и государственного регулирования здоровья школьников/ учащихся в образовательных учреждениях, в том числе с учётом индивидуальных, региональных, этнических и религиозных особенностей;
  • создание и внедрение учебно-просветительских программ и обучению детей и подростков основам здорового образа жизни и правильного питания.

 

Результаты внедрения системы позволят обеспечить следующие достижения:

  • повышение качества медицинской заботы о школьниках / учащихся;
  • снижение государственных издержек на медицинское обслуживание как непосредственно в данный момент учащихся, так и в последствии – всего трудоспособного населения, а также снижение затрат на выплаты по уходу за больными детьми;
  • вклад в создание следующего физически и интеллектуально развитого поколения вследствие роста показателей физического и психического здоровья детей, школьников и студентов;
  • повышение в ближайшие годы отдачи работоспособного населения, повышение обороноспособности вследствие уменьшения показателей заболеваемости и смертности.
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий