...

Как долго бордо останется бордо?

Зарубежный опыт

Бордо и красное бургундское вино не сильно изменились с тех самых времен, когда известный любитель вин Томас Джефферсон запасал эти вина в подвалах своего парижского дома.

Но сейчас есть опасения, что местные правила и традиции, которые на протяжении веков определяли первенство таких винодельческих регионов как Шампань, Бургундия и Кьянти, могут уйти в прошлое в связи с климатическими изменениями.

Основной проблемой является то, что сорта винограда, которые принесли известность и репутацию определенным маркам вина, – виноград шираз во французской части долины реки Рона или каберне совиньон в Бордо, – через несколько десятилетий могут перестать давать урожай в тех местах. Некоторые считают, что нет причин для беспокойства, но другие думают наперед о том, какие сорта винограда будут лучше всего расти в их регионе после того, как наступят прогнозируемые сейчас изменения температуры. И возможно, что старые винные стандарты и определения, веками почитаемые словно религия, будут переписаны по мере того, как виноделы станут приспосабливаться к более теплому будущему.

Потепление: как долго бордо останется бордо?

«Я считаю, что по мере того, как виноградарство перемещается к северу, европейские правила виноделия могут быстро стать несостоятельными», – говорит Ли Ханна, специалист по климату из расположенного в Санта-Барбаре Калифорнийского университета, который работает с «Консервейшн интернэшнл». Ли Ханна является соавтором недавнего исследования, опубликованного в журнале «Наука», которое предсказывает, как климатические изменения могут изменить мировую карту виноделия.

Изменения климата уже способствуют появлению новых лидеров среди европейских виноделов. В южной Англии более теплая погода дала начало буму игристого вина. По словам немецкого виноградаря Ганса Райнера Шульца, профессора Гайзенхаймского университета, в Германии, где рислинг и гевюрцтраминер долго были лидерами винного рынка, стали выращивать новые сорта винограда.

«Пино нуар, который мы теперь выращиваем, составит конкуренцию французскому», – говорит Шульц.

Между тем, виноделы из других частей континента ощущают потепление, и это порождает дискуссию об изменении правил, чтобы позволить им представить сорта винограда, которые в настоящее время запрещены, но, вероятно, будут давать урожай в условиях будущего изменения климата.

Виноградари, которые должны заглядывать на десятилетия вперед, когда их лозы станут давать продукцию наивысшего сорта, могут вскоре начать сажать новые сорта винограда, известные тем, что лучше плодоносят при теплом и более сухом климате. На экспериментальных правительственных виноградниках это уже делается.

«Изменение сортов выращиваемого винограда – это абсолютная необходимость, но не в ближайшей перспективе, а к 2050-2070 годам, – сказал в интервью «The Salt» Кис Ван Левен из Сельскохозяйственного университета в Бордо, – В настоящее время мы ставим эксперименты в исследовательском центре (Научного института винограда и вина), пытаясь понять, как более поздние сорта винограда поведут себя в климатических условиях Бордо».

Считается, что поздние сорта винограда наиболее вероятно использовать в этом регионе, чтобы помочь ему адаптироваться к изменениям климата. В общих чертах, это происходит потому, что чем позже созревает виноград, тем лучше в нем соотношение сахара и кислоты, – а это очень важный компонент для виноделия.

Когда виноград созревает слишком рано – как происходит в теплые годы, – в нем может оказаться недостаточно кислоты, необходимой для производства хорошего вина. Это означает, что многие сорта винограда, которые в настоящее время созревают в оптимальную для сбора урожая пору, в середине сентября, в более теплом будущем станут относительно бесполезны для некоторых виноделов, которые сегодня используют эти сорта.

Левен говорит, что изменить французское законодательство, регулирующее использование винограда по областям, будет непросто, на это может потребоваться лет 15.

Другие правила уже отменены, например законы, запрещающие орошение. Такая практика многими рассматривается как табу, и некоторые винные критики считают, что орошение может привести к повышенному содержанию воды в вине, что скажется на вкусе.

Но при исключительно жаркой и сухой погоде полив виноградных лоз может помочь увеличить урожайность. И в 2006 году французское правительство решило отменить этот свой запрет на орошение. Шульц говорит, что нормы, запрещающие орошение, были частично ослаблены и в Испании.

«Когда они изменили правила (во Франции), это было подобно второй французской революции, потому что очень многие люди были сильно против таких изменений», – поясняет Шульц. Он добавляет, что теперь «о запрете на орошение больше никто не говорит».

По словам Левена, изменения правил отражаются на стоимости. Он считает, что орошение может повысить уровень содержания солей в почве, что может негативно сказаться на винограде. В Бордо и других благоприятных для виноделия регионах, где богатство почвы сказывается на качестве вина, последствия орошения могут быть плачевными. Левен говорит, что накопление соли в почве некоторых южных австралийских виноградников стало причиной отказа от виноделия на этих территориях.

Но Мишель Шапутье, винодел из долины Роны, смотрит в будущее с большим оптимизмом. Он считает, что существующие правила уже дают виноделам относительную свободу действий, которая нужна для возделывания различных сортов винограда для того, чтобы приспособиться к изменениям климата. Бордо по-прежнему останется Бордо, уверяет он, без каких-либо изменений правил или ухудшения качества, – виноделам просто придется переменить свое отношения к смешиванию сортов.

«Бордо снизит количество мерло и увеличит количество пти вердо, а в южной части долины Роны снизят количество шираза и увеличат – гренаш и мурведр», – говорит Шапутье.

Ламберто Фрескобальди, владелец семейного винзавода в Тоскане, говорит, что он уверен, что старые традиции не должны препятствовать виноделам подстраиваться под изменения климата, – даже если это означает, что придется разрешить использование новых сортов для производства вин. Но он сомневается, что тосканские виноделы когда-либо позволят санджовезе – основному сорту местного винограда, – отойти на задний план.

Шульц также ожидает, что исторически доминирующие винодельческие регионы сделают все возможное, чтобы избежать отказа от винограда, который ассоциировался с данным регионом на протяжении веков.

«Бургундия без пино нуара или шардоне, – говорит он, – уже не будет той Бургундией, которую мы знаем».


Источник: npr.org

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий