Гигиена питания детей

Пища ребенка должна со­держать все те вещества, которые входят в рацион взрослого человека, т. е. белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Однако соотношение этих компонентов и их источники (пищевые продукты) должны соответствовать воз­расту и массе тела ребенка.

Пища в детских учреждениях приготовляется по заранее составленному меню. В составлении его обязательно должен принимать участие медицинский работник, обслуживающий детское учреждение, Меню необходимо составлять заранее на 7-10 дней с учетом стоимости питания. Составление меню удобнее начинать с обеда, а затем пе­реходить к завтраку, полднику и ужину. При этом необходи­мо учитывать объем порций для детей разного возраста. В детских садах чаще всего трехразовое питание, так как де­ти ужинают дома. Для домашнего ужина ребенка можно ре­комендовать творог со сметаной (100 г), кисель (150-200 г), сдобную булочку или пшеничный хлеб (30-50 г), фрукты (100 г). Калорийность такого ужина составляет 460 ккал.

Организация питания в детских комбинатах (ясли-сад) бо­лее сложна, так как рацион необходимо дифференцировать не только по количеству и объему пищи в соответствии с возра­стом ребенка, но и по кулинарной обработке. Дети 2-3-лет­него возраста должны получать пищу из продуктов, подверг­шихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие дети. Например, ребенку 1,5 года лет рекомендуются мясные котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. По мере роста ребенка расширяется ассортимент блюд и изменяется  их кулинарная  обработка: вместо пюре можно давать тушеные овощи,  непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион можно вводить котлеты, жареные, картофель отварной, тушеный, жареный.

Санитарные  требования к производственным помещениям (кухня, разделочные цеха, складские помещения) в основном 1. /ко, что и на предприятиях общественного питания, о чем  будет сказано в соответствующей главе.

Организация рационального питания учащихся является од­ним из обязательных условий воспитания в общеобразователь­ных школах. Дети находятся в школах от 4-6 до 10 ч и более, в так называемых классах продленного дня. За этот пе­риод учащиеся затрачивают от 500 до 1500 ккал энергии. По­этому учащиеся в школах должны быть обеспечены питанием, соответствующим их возрасту и другим потребностям. Учащиеся, находящиеся в школе обычное время (4-6 ч), должны быть обеспечены горячими завтраками, а учащиеся классов продленного дня — завтраком и обедом. Учащиеся, живущие при школах-интернатах, обеспечиваются четырехразовым питанием.

Санитарные работники при осуществлении контроля за ор­ганизацией питания в школах выясняют следующие вопросы: пригодность помещения для приема пищи, условия снабже­ния пищевыми продуктами и их ассортимент, организация приема пищи и условия ее приготовления.

Площадь обеденного зала столовой планируется из расчета 0,65 м2 на одно посадочное место. При определении количества посадочных мест исходят из четырехкратной оборачивае­мости их. Так, например, в школьном здании на 960 учащихся необходимо организовать столовую на 240 посадочных мест. Обслуживание учащихся в такой столовой возможно в четыре потока.

Обеденные залы в столовых и буфетах оборудуются специ­альными столами с гигиеническим покрытием на 4-8 поса­дочных мест. Столовая должна быть обеспечена достаточным количеством холодной и горячей воды, соответствующей гигие­ническим требованиям, для приготовления обедов и технических нужд, а также охлаждаемыми витринами.

При организации питания учащихся в классных комнатах необходимо выделить помещения для хранения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды.

Школьные столовые оборудуются главным образом в расчете на приготовление блюд из полуфабрикатов. В связи с этим в городе (поселке) следует предусмотреть базовую столовую-заготовочную, которая будет осуществлять снабжение школьных столовых и буфетов полуфабрикатами. Из базовых столовых в школьные могут доставляться сле­дующие полуфабрикаты: мясные (натуральные штучные, мелкокусковые, крупнокусковые котлеты), птица тушками, разде­ланными и заправленными, субпродукты первой категории, (зачищенные), рыбные (рыба тушками, филе), овощные (кар­тофель мытый, очищенный, овощи мытые, очищенные, зелень перебранная, квашеная).

Ассортимент готовых завтраков, доставляемых в школьные буфеты: котлеты мясные, рыбные, печень жареная, биточки крупяные, сырники, гарниры, каши, капуста, овощи тушеные, сладкие блюда (кисель, компот, фруктовые и овощные соки), мучные изделия (булочки, коврижки, коржики, пирожки пече­ные, ватрушки). При этом следует строго соблюдать сроки и условия реализации готовой пищи.

Одной из наиболее рациональных форм организации пита­ния учащихся является абонементная система. Абонементы продаются на неделю. Система абонементов позволяет более разнообразно составить меню и облегчает планирование снаб­жения продуктами. Абонементы приобретают сами учащиеся  или их родители в столовой или через педагогов.

Для того чтобы быстро и организованно обеспечить завтра­ками и обедами учащихся, необходимы применение автомати­ческих линий раздачи пищи в школьных вариантах и четко продуманная работа педагогического коллектива школы, дежурство членов родительского комитета.

В ограниченное время школьных перемен к приходу детей следует заранее с помощью дежурных разложить приборы, поставить на столы сладкие блюда и молоко. Необходимо обеспечить детям возможность вымыть руки перед приемом пищи. Для этого оборудуются умывальники из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале. Умывальники следует размещать в приходах или коридорах, ведущих в обеденный зал, но не являющихся проходными в помещения другого назначения. Учащиеся  могут вымыть руки в классных комнатах, в которых предусмотрена установка умывальников.

Учащиеся младших классов должны приходить в столовую-буфет организованно, вместе с классным руководителем.

При организации завтраков в классных комнатах ассорти­мент их состоит из молочных продуктов в мелкой расфасовке мин напитка (кофе, какао), овощного или фруктового сока и хлебобулочных изделий.

В сельских школах независимо от типа школы и количества учащихся должен быть организован обед с горячими блюдами ,  так  как дети  в  сельских  школах  тратят  больше энергии на переходы в связи с отдаленностью местожительства. Питание учащихся в сельской местности организуется  предприятиями потребительской кооперации или непосредст­венно в школе либо вблизи расположенной столовой (чайной) в определенные часы и по специальному меню. Многие колхозы и совхозы выделяют средства как для строительства школьных буфетов и столовых, так и для питания учащихся. 41 таких колхозах и совхозах питание учащихся организовано бесплатное или по себестоимости.

Санитарному работнику при контроле за питанием в детских и подростковых коллективах нередко приходится оценивать качество питания по меню-раскладке. При этом подсчи­тывается в них количество пищевых веществ: белка (в том числе животного), жира (в том числе растительного), углево­дов, витаминов, минеральных веществ и калорийность. Дан­ные подсчета (анализа) сравнивают с установленными физио­логическими ‘потребностями и набором пищевых продуктов для каждой возрастной группы. Такую оценку питания не следует производить по единичным меню-раскладкам. В зависимости от цели анализа питания следует брать разное ко­личество меню-раскладок. Например, при оценке питания за месяц — не менее десяти, за сезон — не менее двух раскладок за каждую неделю, за год-не менее одной раскладки за каждую неделю. При этом необходимо учитывать равномер­ность распределения продуктового набора в течение недели, месяца, сезона, определять повторяемость блюд (мясные, рыб­ные, молочные, яичные, овощные), разнообразие блюд и видов кулинарной обработки пищи.

При контроле питания в детских коллективах необходимо требовать регулярной витаминизации блюд витамином С (аскорбиновая кислота).  Детские молочные кухни должны располагаться в отдельном здании или на первом этаже жилого здания, а также в комплексе с детской консуль­тацией и иметь следующие помещения: для. приема молока (с холодильной камерой), его фильтрации и розлива, моечной фляг, для обработки молока и приготовления смесей, для ох­лаждения молочных смесей, кефирный и творожный цехи, экс­педиции е холодильной камерой, кладовую сухих продуктов,. -моечную инвентаря и посуды, бытовые и вспомогательные по­мещения. Сырье для приготовления детских питательных сме­сей используется только доброкачественное: молоко натураль­ное от здоровых коров. Хранение скоропортящихся продуктов допускается при температуре от 0 до 4°С.

В пастеризованном молоке, смесях и кисломолочных про­дуктах титр кишечной палочки более 11,1. Общее число мик­робов б 1 мл молока не должно превышать 500, в кисломолоч­ных продуктах допускаются только свойственные им микробы.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее