Главная страница / Финдиректору ресторана / Ценообразование и организация сбыта на пивоварне. Часть первая

Ценообразование и организация сбыта на пивоварне. Часть первая

Правильное определение цены товара самым прямым образом влияет на успешность бизнеса компании и, наряду с другими компонентами маркетинга, является чрезвычайно ответственным этапом маркетинговой программы. Определение цены обуславливает объем денежных доходов и является главным элементом для расчета точки безубыточности бизнеса, рентабельности, финансового плана проекта и планирования сбыта.

В зависимости от выбранной стратегии, компания может по-разному формировать цены на свою продукцию. Основными факторами, влияющими на назначение цены, являются:

  • уровень издержек производства
  • степень конкуренции на рынке
  • вид товара или услуги
  • имидж компании
  • соотношение спроса и предложения на рынке

В задачи ценообразования входит обеспечение необходимого объема реализации, достаточного для выполнения основных целей компании. Существуют три основные вида ценообразования для определения базового уровня цен на продукцию компании:

  • с учетом издержек производства (постоянные и переменные издержки плюс наценка)
  • на основе цен конкурентов (на уровне цен конкурентов, ниже, выше их цен)
  • на основе платежеспособного спроса потребителей
  • сочетание указанных видов

Как показали исследования, в выбранном регионе существуют реальные возможности для сбыта продукции, однако присутствует достаточно большое количество конкурентов. При формировании ценовой политики на производимую продукцию учитывалось отношение потребителей к новым сортам пива и имеющаяся практика вывода на рынок новых товарных марок пива (см. данные раздела Маркетинговый анализ). В этой связи, ценообразование на продукцию было выбрано с учетом существующих цен конкурентов.

Предполагается, что при этом, уровень цен будет соответствовать выбранному имиджу производимой продукции: качественного и одновременно доступного пива для массового потребителя (средней по уровню доходов части жителей и гостей столицы).
Величина цен продукции Мини-пивоварни – на уровне основных конкурентов.
Базовыми ценами на различные виды производимой продукции являются следующие:

Вид производимой продукции

Стоимость с учетом НДС (руб.)

Пиво светлое, за 1 л

11

Пиво темное, за 1 л

13

Стратегия маркетинга Мини-пивоварни предполагает использование в перспективе системы скидок: специальных праздничных и сезонных скидок на производимую продукцию. Ценовая политика Компании предполагает использование в перспективе широкой системы скидок для постоянных партнеров.

Выбор конкретных размеров скидок будет сделан после получения достаточного опыта в области производства пива и изучения потребительского спроса клиентов функционирующей Мини-пивоварни.

Данный раздел определяет возможный объем сбыта продукции на выбранном рынке с учетом емкости рынка сбыта. По сути он закладывает величину прогнозируемого товарооборота компании. Прогноз сбыта необходим для определения производственной и сбытовой программы компании, расчета финансовых показателей проекта.
При планировании сбыта продукции компании необходимо принять решения относительно каналов сбыта товара, географии сбыта и количества торговых предприятий.

В зависимости от вида, товары могут сбываться напрямую потребителям, либо через торговых посредников. Как правило, напрямую сбываются технически сложные товары, а также те, которые требуют монтажа и испытаний, использования специалистов, проведения переговоров для их поставок.

Использование различных каналов сбыта в практике маркетинга предполагает проведение постоянного контроля над их работой. При этом, критериями их работы могут быть: объем продаж, затраты на обеспечение продаж, перспективы роста, порядок расчетов с потребителями, долгосрочность отношений с посредниками, наличие рекламаций.

Выбор канала сбыта зависит от следующих факторов:

  • характеристика целевой группы потребителей (месторасположение, количество, мотивация)
  • особенности товара
  • степени конкуренции на рынке, реакции конкурентов
  • влияния факторов внешней среды
  • ресурсов самой компании – производителя (финансовые, людские)

Возможные варианты расчета емкости рынка сбыта:

  • учет конечного потребления (сколько нужно потребителю для удовлетворения нужд)
  • экспертные оценки возможных объемов потребления
  • метод аналогий (с конкурентами, по зарубежным рынкам)
  • учет рекомендаций (мини-пивоварня производительностью 1000 л пива за сутки может обслужить жилой район с населением 10-20 тыс. жителей)
  • нормативный метод (рекомендуемые/средние нормы потребления)
  • учет спросовых ограничений на потребление услуг (размер доходов)
  • учет планирования доли компании на выбранном рынке

Принятая стратегия маркетинга по сбыту производимой продукции через предприятия общественного питания представляется достаточно эффективной. При этом, продажа продукции конечным потребителям гарантируется самим фактом существования предприятий общепита (рестораны и кафе-бары), сформировавшимся контингентом потребителей, постоянными и новыми клиентами этих предприятий. В этой связи, непосредственно сбыт и в большей мере продвижение продукции переходит на плечи предприятий общественного питания.

Учитывая, что с рядом таких предприятий (12 пивных ресторанов и кафе-баров в Мытищах) достигнута предварительная договоренность о поставках пива в количествах практически равных максимальному объему производства, сбыт продукции можно считать практически гарантированным.

Определить емкость рынка конечных потребителей с достаточной степенью точности для настоящего вида бизнеса сложно (помимо постоянных клиентов существуют разовые, случайные и др.). Точное определение этого параметра не нужно, т.к. сбыт продукции конечным потребителям – это задача самих предприятий общепита. Здесь необходима качественная картина, а она известна – число платежеспособных конечных потребителей, посещающих предприятия общепита – потенциальных партнеров Мини-пивоварни в настоящее время достаточно велико.

Емкость целевого рынка потребления пива и, соответственно, возможные объемы сбыта рассчитывались с учетом уровня конечного потребления и методом экспертных оценок. При этом, учитывались следующие факторы:

  • проходимость мест торговли (число потребителей)
  • распределение доходов потребителей и их социальный состав
  • потребности и товарооборот предприятий общественного питания

Возможные объемы сбыта производимой продукции составляют от 60 до 100 л на одно предприятие общепита за день или около 40 000 л в месяц по восьми ресторанам и кафе-барам.

В рамках настоящего Проекта был определен расчетный объем сбыта в размере 75% от объема рынка сбыта, что составило около 30 000 л в месяц:
40 000 х 0,75 = 30 000 (л)

Предполагается, что время, необходимое для достижения запланированного расчетного объема реализации продукции Мини-пивоварни, составит 2 месяца после начала его функционирования.
Оплата за товар с предприятиями общепита будет производиться на гибких условиях (оплата по факту, предоплата).

 

Top

Pitportal.ru