Описание программы:
Настоящая программа предназначена для лиц, участвующих в выработке политики, связанной с охраной здоровья в школах. Оно может быть использовано для определения круга проблем, по которым должна вырабатываться такая политика с целью удовлетворения потребностей данной школы (или района), а также для получения консультаций экспертов и разработки соответствующего содержания. Программа, разработанная вначале для педиатров, участвующих в программах школьного здравоохранения, напоминает нам о том, что специалисты в области охраны здоровья являются важными и ценными партнерами не только благодаря их способности оказывать конкретные медицинские услуги, но и в связи с тем, что они могут выступать в роли консультантов в отдельных областях политики охраны здоровья и медико-санитарного просвещения. Настоящая программа особенно полезна для лиц, отвечающих за принятие политических решений, при ее совместном использовании с результатами недавно проведенной (или обновленной) оценки нужд местного сообщества и примерами существующей политики в области охраны здоровья.
Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics), 1997. Охрана здоровья в школе: Подготовка руководителей. (School Health: Train the Trainers). Доступна на Веб-сайте организации, посвященном охране здоровья в школах (http://www.schoolhealth.org) по адресу
http://www.schoolhealth.org/trnthtrn/trainmn.html
Описание документа:
Составленный по результатам Конференции по вопросам обучения руководителей в области охраны здоровья в школах (School Health Leadership Training Conference), организованной Американской академией педиатрии в 1997 году, этот документ должен стимулировать педиатров и помочь им в деле поддержки местных школьных здравоохранительных программ.
Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #1 проекта FRESH эффективного школьного здравоохранения: политика в области охраны здоровья в школах. Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов проекта.
Политика представляет собой основу для достижения целей и решения задач, сформулированных в общей программе школьного здравоохранения. Направления политики должны охватывать все проблемы, выявленные в результате оценки потребностей сообщества (community needs assessment) и влияющие на здоровье (физическое и психосоциальное) учащихся и персонала школы. При плодотворной совместной работе отдельных лиц, в том числе школьного персонала, учащихся, родителей, лидеров сообщества и экспертов, по определению содержания политики сам процесс обсуждения способствует нахождению консенсуса и поддержке деятельности в рамках программы школьного здравоохранения. Используйте представленную ниже информацию для оценки адекватности политики вашей школы и для определения путей совершенствования этой политики.
Этап |
1: |
Что необходимо учесть в политике школьного здравоохранения
Политика может охватывать одну из представленных ниже проблем или все эти проблемы.
(üüü Отметьте галочкой все проблемы, которые должны учитываться в политике вашей школы. Обведите в кружочек те из них, которые в настоящее не находят адекватного отражения в политике.)
- q Права, дискриминация и вопросы пола, например:
- – дискриминация, связанная с различиями в религии, принадлежностью к определенной касте или с этническим происхождением
- – притеснения и насилие на сексуальной почве
- – увеличение сроков образования для беременных учащихся и учащихся, воспитывающих детей
- – набор работников и обучение школьников, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом
- q Занятия с особыми категориями учащихся, например:
- – специальные услуги в области образования
- – образование и услуги (например, развитие речи, трудовая и физическая терапия, консультации и др.) для учащихся с инвалидностью
- – образование для беременных подростков или подростков, воспитывающих детей
- q Экологические проблемы, например:
- – водохозяйственные и санитарно-гигиенические сооружения
- – условия питания
- – безопасность школьных зданий и площадок
- – отсутствие токсичных веществ (асбест, свинец и т.д.)
- – доступность для учащихся с ограниченными возможностями
- q Программы медико-санитарного просвещения, например:
- – требования к учащимся
- – обучение и выдача соответствующих удостоверений учителям
- – содержание учебной программы
- q Усилия в рамках школы/сообщества по решению важных проблем, связанных с охраной здоровья, например:
- – Сокращение потребления наркотиков, алкогольных и табачных изделий
- – Повышение физической активности
- – Уменьшение темпов распространения ВИЧ-инфекции и других видов инфекции, передаваемых половым путем, и борьба с дискриминацией больных СПИДом
- – Неумышленные травмы и насилие
- q Программы школьного питания
- q Услуги в области здравоохранения, например:
- – требования по вакцинации
- – наблюдение за здоровьем
- – отчеты о состоянии здоровья
- – диагностика и профилактика заразных болезней
- – медицинское лечение гельминтозов, дефицита микроэлементов и других болезней
- – ВИЧ-инфекция
- – аттестация медико-санитарных учреждений
- q Меры по оказанию неотложной помощи и связанная с этим ответственность
Скоординированные школьные здравоохранительные программы чаще всего включают следующие восемь компонентов:
(В отведенных местах напишите, какие направления политики реализуются в вашей школе по каждому из указанных пунктов.)
- 1. Медико-санитарное просвещение (спланированная последовательная программа, охватывающая физические, психические, эмоциональные и социальные аспекты охраны здоровья)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 2. Физическое воспитание (спланированная последовательная программа, способствующая физическому здоровью и включающая виды деятельности, которыми могут заниматься учащиеся на протяжении всей жизни)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 3. Услуги в области школьного здравоохранения (профилактика болезней и принятие мер на ранней стадии, неотложная помощь, направление в медико-санитарные учреждения района и ведение детей с хроническими заболеваниями)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 4. Услуги в области питания (питательные и вкусные продукты, окружающая среда, способствующая богатому выбору полезных продуктов, поддержка просвещения в области питания)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 5. Безопасная обстановка в школе (включая физический и психосоциальный климат в школе)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 6. Консультации, услуги в области психологии и социальные услуги (связь с отдельными людьми, группами и системами, включая посещение детей в школе и направление их в местные медико-санитарные учреждения)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 7. Содействие охране здоровья персонала (медицинский осмотр, просвещение и физическая деятельность для преподавательского состава и персонала, что поможет персоналу продемонстрировать приверженность охране здоровья и стать положительным примером для школьников)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- 8. Привлечение родителей и местного сообщества (широкий спектр ресурсов и поддержка, улучшающая здоровье и самочувствие учащихся)
Комментарий: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Политика в области охраны здоровья в школе часто связана с такими аспектами как:
Вопросы, связанные с услугами по охране здоровья, для решения которых может потребоваться выработка или пересмотр политики:
|
На что еще следует обратить внимание при выработке политики в области охраны здоровья в вашей школе?
- 1. __________________
__________________
- 2. __________________
__________________
- 3. __________________
__________________
- 4. __________________
__________________
- 5. __________________
__________________
- 6. __________________
__________________
- 7. __________________
__________________
- 8. __________________
__________________
__________________
Этапп |
2: |
Как выработать политику
Обзор существующих в настоящее время направлений политики.
- Возможность получения документов от руководителя школы, департамента образования или других местных органов власти, отвечающих за образование.
- Направление запросов в другие организации, оказывающие услуги в области охраны здоровья детей и подростков сообщества, с целью ознакомления с направлениями их политики.
Составление списка обязанностей и ответственности лиц, участвующих в реализации и поддержке политики в области школьного здравоохранения. Например:
- Школьный совет или другие органы власти, отвечающие за образование
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
- Школьный медицинский консультант или врач
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
- Специальный школьный персонал
Кто: ________________________________________________________________
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
Кто: ________________________________________________________________
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
- Другие важные лица
Кто: ________________________________________________________________
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
Кто: ________________________________________________________________
Обязанности/ответственность: __________________________________________
____________________________________________________________________
Составление списка других ключевых фигур для совместной с ними работы по планированию или пересмотру политики в области школьного здравоохранения. Например:
- Старшая школьная медсестра или координатор деятельности медико-санитарных учреждений.
- Председатель школьного совета по здравоохранению (если имеется).
- Другой школьный персонал (например, руководители школы, учитель (или учителя), ответственный за медико-санитарное просвещение, физическую культуру или специальное образование; школьный персонал, ответственный за обслуживание или безопасность оборудования).
- Родители.
- Учащиеся.
- Организации района, оказывающие услуги в области здравоохранения школьникам.
- Ресурсы района: лица, обладающие опытом в разработке политики в области здравоохранения (например, районные или региональные органы народного образования, юрисконсульты школьных советов, представители союза учителей, персонал местного департамента здравоохранения или школьный врач, медсестра или координатор услуг в области здравоохранения из соседнего района).
- Государственные ресурсы: школьная медицинская сестра – консультант, государственные агентства по образованию и здравоохранению; и государственные ассоциации школьных советов, руководителей школ, школьных медсестер, школьных учителей или директоров специальных образовательных учреждений.
Сбор информации, касающейся стандартов, установленных или рекомендованных правовыми документами, профессиональными организациями и ассоциациями, экспертными группами и группами поддержки и социологами.
- Существуют национальные, государственные и местные законы, влияющие на политику в области школьного здравоохранения (например, государственные законы в области образования, государственная система выдачи лицензий или сертификатов лицам, осуществляющим медицинское обслуживание, законы, регулирующие распределение лекарств в школах, законы, касающиеся лиц с ограниченной трудоспособностью и т.д.)
- Национальные, государственные и местные стандарты или оптимальные практические способы реализации скоординированной программы школьного здравоохранения охватывают широкий спектр знаний и навыков в области:
- – Медико-санитарного просвещения: составляющие курса обучения, квалификация персонала.
- – Услуг по охране здоровья: обязанности и квалификация, обслуживание конкретных потребностей учащихся с проблемами со здоровьем, уровень медицинской помощи (медосмотр, принятие мер, направление в медицинское учреждение и заключение).
- – Безопасной и полезной для здоровья обстановки в школе: физический и социально-эмоциональный климат.
- – Физического воспитания и занятий спортом: укрепление физического здоровья.
- – Питания: доступ к питательным продуктам и классный инструктаж по выбору продуктов питания.
- – Содействия охране здоровья персонала: положительный пример для школьников.
- – Консультации, услуги в области психологии и социальные услуги: медосмотр, принятие мер и направление в медицинское учреждение.
- – Вовлечение родителей и местного сообщества: ресурсы для улучшения здоровья учащихся.
- Руководство для действий на местном уровне, касающееся конкретных вопросов и проблем.
Резюме
В целом, практические действия в области школьного здравоохранения являются лишь отражением политики, в рамках которой они осуществляются. Разумная политика, добросовестно претворяемая в жизнь, является фундаментом, на котором возводится здание охраны здоровья и создаются благоприятные для ребенка условия обучения. Она обеспечивает соответствие результатов медико-санитарного просвещения его целям и задачам, а также использование ограниченных школьных ресурсов самым оптимальным образом с целью решения наиболее важных проблем, связанных с охраной здоровья и затрудняющих процесс обучения школьников в конкретном районе. Поэтому время, потраченное на разработку правильной политики, окупится сторицей. Кроме того, это требует согласованных усилий всех объектов этой политики – включая школьный персонал, учащихся и их семей – для того чтобы удовлетворение их потребностей также стало целью политики. Усилия же признанных экспертов в области образования, здравоохранения и других секторов приведут к выработке согласованных стандартов, которые, как показывают исследования и практический опыт, позволяют получить наилучшие результаты.